Иногда после завершения электромонтажа выявляются недоделки или некачественно выполненные отдельные работы. В этом случае нужно возместить ущерб и получить компенсацию. Как правильно оформить документы? Стороны составляют акт о недостатках. Обычно обнаруженный брак компенсируются уменьшением суммы в предъявленном к оплате счете за ЭМР (электромонтажные работы).
Кто составляет документ
В зависимости от суммы ущерба акт о недоделках может быть составлен с привлечением комиссии или просто подготавливается пострадавшей стороной, подписывается представителями заказчика и подрядчика. Упрощенный порядок заполнения документа применяется тогда, когда недоделки очевидны и не оспариваются подрядной организацией.
К чему приводят недоделки
Факторы, снижающие качество электромонтажных работ:
- ошибки, допущенные проектантами или составителями ТУ;
- нарушение подрядчиком технологического процесса;
- недостаточная квалификация технического персонала;
- плохо отлаженная система менеджмента в подрядной организации;
- низкое качество материалов, изношенные приспособления/ инструменты, используемые при выполнении ЭМР.
Если заказчик выявил недостатки после оказания подрядчиком услуг по проведению ЭМР, то возможны такие варианты:
- Полный отказ от выполнения ранее заключенного договора. Такое действие возможно в том случае, когда величина ущерба велика настолько, что исправление недоделок требует несоизмеримо больших затрат;
- Снижение суммы оплаты на оговоренные представителями сторон проценты. Такое действие возможно, если подрядчик и заказчик пришли к согласию. Когда стороны не договорились, решение о сумме, на которую будет уменьшена оплата за ЭМР, принимает суд;
- Подрядчик устраняет недоделки за свой счет. Заказчик принимает выполненные работы и оплачивает полную стоимость по договору.
Внимание! Несоблюдение подрядчиком сроков выполнения работ — повод для составления акта о недостатках.
Как правильно составить документ
Начинается акт как обычно с заполнения шапки, в которой даются названия организаций, указываются дата и ФИО представителей, уполномоченных сторонами и т. д. Затем в свободной форме излагают суть проблемы.
Основная часть:
- перечисление обязательств, взятых подрядной организацией. Здесь приводится информация из договора, который стороны заключили: дата, номер, размер и периодичность платежей, график выполнения этапов работ по срокам;
- перечень выявленных недостатков с цифровыми значениями;
- воздействие недоделок на работу объекта в целом. Может ли заказчик пользоваться результатом ЭМР в принципе или какова сумма убытков, которые он понесет при эксплуатации;
- список документов, удостоверяющих сам факт и объем брака. Если для подтверждения недоделок созывалась комиссия, куда входили представители обеих сторон, то дается ссылка на подписанный протокол;
- указание пункта договора, в котором предусмотрены штрафные санкции за несвоевременное или некачественное выполнение;
- достижение или отсутствие договоренностей между сторонами;
- фиксация суммы компенсации. Если представители подрядчика и заказчика сошлись на определенной оплате ущерба, то эта цифра фиксируется, чтобы пострадавшая сторона в дальнейшем не выдвигала требования на дополнительное возмещение.
Снизу акта представители сторон ставят свои подписи, причем с обязательным указанием занимаемых должностей.
Внимание! В случае, когда подрядчик не соглашается с тем, что работы выполнены некачественно, проводят независимую экспертизу.
Если стороны не договорились
Когда подрядчик не признает, что им в процессе выполнения электромонтажных работ допущен брак, обращаются к Гражданскому кодексу. В ст.720 п.5 говорится, что требуется проведение экспертизы. От выводов эксперта зависит, кто оплачивает счет за экспертное заключение.
Варианты
- Нарушения в работе подрядчика не выявлено. В этом случае заказчик выплачивает подрядной организации всю сумму, что причитается ей по договору. Также именно он оплачивает стоимость экспертизы.
- Эксперт признал, что недостатки есть, кроме того, они — существенны. Подрядчик платит за экспертизу и возмещает заказчику нанесенный ущерб.
Каковы сроки выявления недоделок
Заказчик может заявить об обнаруженных недостатках как во время проведения работ, т. е. еще до их окончания, по завершению, и даже после подписания акта приемки.
Претензии возможны в случаях, когда:
- скрытые недостатки выявлены уже на стадии эксплуатации объекта;
- заказчик до подписания акта приемки в письменном виде предложил подрядчику устранить недоделки, но тот не ответил на предложение, не исправил недостатки;
- заказчик подписал приемо-сдаточный документ, но не оплатил стоимость работ из-за того, что обнаружил брак.
Не всегда требования заказчика признаются подрядчиком обоснованными. Тогда выход один — урегулирование спора в суде.
Судебная практика показывает, что чем раньше выявлены недостатки, тем быстрее будет принято решение о компенсации ущерба, а в случае необоснованности претензий, то об отказе рассмотрения дела. Дешевле же для заказчика и подрядчика — досудебное урегулирование возникших между сторонами трений.