Раньше у каждого рачительного хозяина хранилось множество баночек и тюбиков со смазочными веществами. Заедала запорная система в квартирной двери — применяли смазку для замков, огрубели и перестали прилегать резиновые уплотнители — использовали специальное смазочное вещество для резины. Сейчас все не так. Эти материалы в быту заменил один маленький, но очень полезный баллончик.
Универсальная смазка в виде спрея применяется как хорошо проникающий в механизм/ удаляющий заедание в замках «жидкий ключ», ею же смазывают резиновые уплотнители и другие элементы/ подвижные трущиеся пары. Но наиболее широкое распространение смазочные вещества получили у автомобилистов, имеющих не новые ТС, владельцев велосипедов/ мотоциклов/ мопедов. Разные пары, где происходит трение, работают в различных условиях, поэтому и приходится использовать специальные масла, твердые и газообразные вещества.
Смазочные вещества – материалы в виде жидкостей, аэрозолей, порошков, предназначенные для уменьшения трения, снижения износа в двигающихся кинематических парах или при обработке деталей. Существуют специальные и универсальные смазки. Смазочные вещества могут иметь органическое происхождение, минеральную основу или получаться путем синтеза из органики и неорганического сырья.
Аэрозоль — дисперсная взвесь твердых частиц в газовой среде малой вязкости. Двухфазные аэрозольные системы состоят из паров концентрата, находящихся в пропелленте (выталкивающем газе). Капельки из-за броуновского движения и неустойчивого состояния быстро переходят в другое агрегатное состояние, объединяются в более крупные частицы и выпадают на поверхность. В трехфазных аэрозолях вещество-пропеллент находится в жидкой фазе и не смешивается с концентратом в виде раствора.
Смазка должна хорошо выполнять свои функции. Для определения особенностей того или иного смазочного материала применяют ряд показателей. По этим критериям и выбирают подходящее вещество.
Свойства:
Таблица 1 Классификация смазочных веществ
Назначение |
Область применения |
|||||
Масла |
Промышленные |
Консервация узлов машин, смазывание пар, уплотнение примыканий, как теплоноситель, охлаждающая жидкость, вынос отходов при обработке на станках |
||||
Пищевые |
Агрегаты, используемых при приготовлении продуктов питания, где есть вероятность попадания в пищу |
|||||
Гидравлические |
Рабочий орган гидравлики |
|||||
Трансмиссионые/ редукторные |
Механизмы для передачи/ изменения передаточного числа/ отношения (редуктор, коробка передач, трансмиссия), |
|||||
Моторные |
Тепловые двигатели, где энергия, образующаяся при сгорании топлива, преобразуется в механическую работу |
|||||
Смазки |
Электропроводящие |
Защита от коррозии, уменьшение сопротивления электрических контактов |
||||
Консистентные |
Там, где нельзя использовать жидкие смазки |
|||||
Агрегатное состояние |
||||||
Газообразные |
Жидкие |
Полужидкие |
Полутвердые |
Твердые |
Смазка в аэрозольном баллончике — распространенная форма смазочных веществ, содержащих силикон. Спрей легко наносить, не нужны дополнительные инструменты. Поэтому многие владельцы авто постоянно возят с собой в машине такой удобный аэрозоль. Ведь, например, при выдавливании силиконового геля из тюбика приходится прикладывать значительные усилия или использовать монтажный пистолет.
Смазки с тефлоном обладают уникальными свойствами. Тефлоновое покрытие, нанесенное из баллончика, отлично защищает сопрягаемые поверхности благодаря низкому коэффициенту трения. Смазки с тефлоном применяют для обработки высокоскоростных узлов и деталей.
Но у аэрозоля есть и недостатки. Баллончики следует ограждать от механического воздействия и повышенных температур. Кроме того, при распылении смазки часть вещества попадает на рядом расположенные поверхности, которые не нуждаются в обработке. Увеличивается расход материала, приходится протирать места, куда зря попал спрей.
Итак, без смазочных материалов не обойтись. Универсальные смазки в аэрозольных баллончиках удобны и распространены. Но в современном механизированном мире слишком много разных по назначению устройств, поэтому приходится использовать разнообразные смазочные вещества в различном агрегатном состоянии.