Бонусная программа
Москва
Бонусная программа

Раньше у каждого рачительного хозяина хранилось множество баночек и тюбиков со смазочными веществами. Заедала запорная система в квартирной двери — применяли смазку для замков, огрубели и перестали прилегать резиновые уплотнители — использовали специальное смазочное вещество для резины. Сейчас все не так. Эти материалы в быту заменил один маленький, но очень полезный баллончик.

Универсальная смазка в виде спрея применяется как хорошо проникающий в механизм/ удаляющий заедание в замках «жидкий ключ», ею же смазывают резиновые уплотнители и другие элементы/ подвижные трущиеся пары. Но наиболее широкое распространение смазочные вещества получили у автомобилистов, имеющих не новые ТС, владельцев велосипедов/ мотоциклов/ мопедов. Разные пары, где происходит трение, работают в различных условиях, поэтому и приходится использовать специальные масла, твердые и газообразные вещества.

Определение и виды смазок

Смазочные вещества – материалы в виде жидкостей, аэрозолей, порошков, предназначенные для уменьшения трения, снижения износа в двигающихся кинематических парах или при обработке деталей. Существуют специальные и универсальные смазки. Смазочные вещества могут иметь органическое происхождение, минеральную основу или получаться путем синтеза из органики и неорганического сырья.

Аэрозоль — дисперсная взвесь твердых частиц в газовой среде малой вязкости. Двухфазные аэрозольные системы состоят из паров концентрата, находящихся в пропелленте (выталкивающем газе). Капельки из-за броуновского движения и неустойчивого состояния быстро переходят в другое агрегатное состояние, объединяются в более крупные частицы и выпадают на поверхность. В трехфазных аэрозолях вещество-пропеллент находится в жидкой фазе и не смешивается с концентратом в виде раствора.

Полезные свойства смазочных материалов

Смазка должна хорошо выполнять свои функции. Для определения особенностей того или иного смазочного материала применяют ряд показателей. По этим критериям и выбирают подходящее вещество.

Свойства:

  • Консистенция/ густота. Смазывающее трущиеся части вещество не должно вытекать и в то же время не быть слишком твердым, поскольку тогда не попадет внутрь узла. Густота измеряется погружением прибора (пенетрометра) в смазку. Чем глубже погружается конус измерительного инструмента, тем мягче материал.
  • Вязкость. Чем выше этот показатель, тем хуже для кинематической пары. Вещество становится гуще и перестает исполнять проникающую в узел роль.
  • Стойкость к повышенным температурам. При достижении температурного режима каплепадения смазка становится жидкой. Но некоторые смазочные вещества расслаиваются на составные части и при меньшей температуре. Другие материалы, наоборот при температурных колебаниях термоупрочняются, тем самым теряя противодействующие трению качества.
  • Морозоустойчивость. Вещество при пониженной температуре должно течь, а не загустевать. При достижении предела устойчивости к морозу материал либо расслаивается, либо замерзает/ твердеет. В любом случае теряет свои смазывающие свойства.
  • Механическая и физико-химическая стабильность. Это противостояние изменению свойств вследствие деформации, испарения/ расслоения, окисления.
  • Водостойкость. Смазка не должна смываться водой, позволять водяным брызгам проникать внутрь узла.
  • Высокая адгезия. Сцепление со смазываемой поверхностью — важное качество. Такая смазка не сотрется и не смоется.
  • Устойчивость к коррозии. Смазочное вещество сохраняет металлические части от агрессивного воздействия внешней среды, не оказывает пагубного действия на прилегающие поверхности.

Виды и классы смазок

Удобство и опасность смазок в аэрозолях

Смазка в аэрозольном баллончике — распространенная форма смазочных веществ, содержащих силикон. Спрей легко наносить, не нужны дополнительные инструменты. Поэтому многие владельцы авто постоянно возят с собой в машине такой удобный аэрозоль. Ведь, например, при выдавливании силиконового геля из тюбика приходится прикладывать значительные усилия или использовать монтажный пистолет.

Смазки с тефлоном обладают уникальными свойствами. Тефлоновое покрытие, нанесенное из баллончика, отлично защищает сопрягаемые поверхности благодаря низкому коэффициенту трения. Смазки с тефлоном применяют для обработки высокоскоростных узлов и деталей.

Но у аэрозоля есть и недостатки. Баллончики следует ограждать от механического воздействия и повышенных температур. Кроме того, при распылении смазки часть вещества попадает на рядом расположенные поверхности, которые не нуждаются в обработке. Увеличивается расход материала, приходится протирать места, куда зря попал спрей.

Итак, без смазочных материалов не обойтись. Универсальные смазки в аэрозольных баллончиках удобны и распространены. Но в современном механизированном мире слишком много разных по назначению устройств, поэтому приходится использовать разнообразные смазочные вещества в различном агрегатном состоянии.