Пн-Пт 9-18
Каталог

Рым болт — что это и для чего нужен

Содержание:

В такелажных работах рым-болт используется несколько столетий. Как и большинство такелажных приспособлений, сначала он использовался в кораблестроении, а затем расширил сферу применения на строительство и другие отрасли, благодаря простоте конструкции и удобству применения.

Конструктивно рым болт представляет собой стальной стержень с резьбой, на конце которого вместо шестигранной головки под ключ находится кольцо. Используется болт не для соединения деталей конструкции, а для фиксации ее тросами, зацепления крюков подъемных механизмов и других такелажных целей. Само слово «рым» в переводе с голландского «кольцо», что полностью характеризует особенности изделия.

Технические особенности

Рым болты, размеры которых стандартизированы по ГОСТ и DIN, производятся методом ковки и штамповки. Это достаточно ответственные детали, требующие использования качественных марок стали, обычно легированных и углеродистых. Болты, производимые методом ковки сложнее найти в продаже — это более сложная, и, соответственно, более дорогая технология. Но такие изделия отличаются высокой точностью и прочностью. Штампованные болты дешевле — процесс производства легко автоматизируется, что позволяет наладить крупносерийное производство, менее затратное, чем мелкосерийное.

Перед поступлением в продажу рым болты обрабатываются различными способами для придания большей прочности и коррозионной стойкости. Большинство рым болтов DIN покрываются слоем цинка, некоторые хромируются гальваническим методом. Рым болты из черной необработанной стали практически не используются, а вот нержавеющие, из специальных марок стали получают все более широкое распространение.

Выбор рым болта

Стандартные изделия производятся по ГОСТ 4751, который стандартизирует их размеры и материалы изготовления. Также широко используются стандарты DIN 580 и ISO 3266.  Основные параметры, по которым выбирается крепеж — наружный и внутренний диаметры кольца. В соответствии  к ним подбирается диаметр стержня и тип резьбы. При выборе рым болта по размеру необходимо обращать внимание на расчетную грузоподъемность. Напомним еще раз — рым болт не крепежный элемент, а такелажный.

С помощью рым-болта выполняются такие работы:

  • перемещение и подъем крупногабаритных грузов;
  • фиксация растяжек;
  • закрепление тросов и цепей;
  • удержание грузов при транспортировке.

Отличаются рым болты по разным стандартам длиной резьбы и некоторыми другими малозаметными параметрами. В стандарте ГОСТ болты производятся с резьбой от М8 до М100. Также изделия могут отличаться по материалу. Если для ГОСТ основная сталь марка 20 и 25, то для DIN, это С15Е, что соответствует Ст15, или из марок А2- А5. Твердость материалов примерно одинаковая — в пределах 95 – 187 НВ, а ударная вязкость около 40 Дж.

Геометрические размеры и прочность рым болтов рассчитывается на расположение растяжек и тросов под углом от 0 до 45о. Наклонять тяги более горизонтально не рекомендуется для исключения риска срезания кольцевой головки. В характеристиках рым болтов должно быть приведено две цифры — допустимая нагрузка в осевом направлении и под углом в 45 градусов.

По уровню нагрузки рым болты разных стандартов отличаются. Например, рым болт М8 по ГОСТ выдерживает осевую нагрузку 120 кг, а такой же метиз по DIN — 140 кг, соответственно, рым болт М100 20 000 кг и 40 000 кг.

Рым болты выпускаются в нескольких форм факторах:

  • для больших нагрузок, с вытянутыми кольцами;
  • с вращающимися кольцами, для небольших грузов;
  • с удлиненными стержнями;
  • с накручивающимся на стержень кольцом (рым-гайкой).

На каждом изделии должна быть литая маркировка, указывающая на соответствие ГОСТ, производителя и размеры. Если маркировки нет, то покупать такой такелаж опасно, особенно, если предстоит большой объем работ с тяжелыми грузами.